Коэффициент интеллекта (англ. IQ — intelligence quotient, читается «ай кью») — количественная оценка уровня интеллекта человека: уровень интеллекта относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста.
Определяется с помощью специальных тестов. Коэффициент интеллекта является попыткой оценки интеллекта.
Считается, что:
Низкий уровень IQ – ниже 90 баллов. Таких людей примерно 25%
Средний уровень IQ 90-110 баллов- имеют 50% населения.
Выше среднего:
IQ 110-125 баллов (20 % населения). Легко обучаются, хороший показатель при приеме на работу. Эти лица могут относительно легко изучить комплексный материал и большинство из них может претендовать на профессиональные и управленческие должности.
Кэрролл (Carroll 1987 ) делает вывод о том, что только находящиеся в этом диапазоне IQ и выше могут следить за содержанием и понимать серьезные статьи в качественных газетах и журналах.
IQ 126 и выше (5% населения). Очень продуктивны, имеют выдающиеся результаты. Люди из этого диапазона могут успешно работать в познавательно сложных отраслях деятельности, в области разработки, науки, управления на высшем уровне.
Линде Готтфредсон: "Есть много других ценных черт человека, чем IQ, но, как представляется, ничто в современной жизни не влияет на шансы столь систематически и мощно, как фактор IQ ".
Определив уровень IQ потенциального кандидата при приеме на работу, можно предвидеть заранее, как сотрудник будет справляться со сложными задачами, будет ли находить наиболее рациональные пути решения этих задач. Чем выше IQ, тем выше аналитические способности человека, тем лучше и быстрее он обучается, тем быстрее принимает решения, тем быстрее действует и быстрее получает результаты.
Если мы рассматриваем кандидата, например , на должность специалиста по продажам в секторе В2 В (продажи юр. лицам), мы определяем его способность достигать результат, а не просто что-то делать. Но если опыт в конкретной сфере отсутствует - IQ кандидата укажет на его способность обучаться, быстро соображать, лучше оценивать ситуации, выбирать наиболее рациональный путь действий, выполнять сложные задачи и получать результат.
Для руководителя, менеджера по обслуживанию ключевых клиентов, логиста других профессий, от которых ожидается быстрое и верное принятие решений, а цена ошибки велика- требуют IQ выше среднего уровня.
Для «рутинных», «ремесленных» профессий, где все понятно и не надо особенно думать, где требуется выполнение одинаковых ежедневных задач, достаточно среднего IQ.